aleks_melnikov (aleks_melnikov) wrote,
aleks_melnikov
aleks_melnikov

Призрак сильной власти

Перечитал вчера стихотворение Алексея Хомякова «К России», написанное в 1839 году. Это годы могущества николаевской России – основательности, блеска, силы. А Хомякову тревожно, он обращается в России с предостережением, приводит исторические примеры упавших государств, выступает с проповедью.

Вот и сегодня – кажется, что власть в России крепка. Но давайте задумаемся – как проверить, верно ли это? Есть возможность – посмотреть, как действует власть, столкнувшись с тем или иным кризисом. Как функционирует наша власть, положившая в основу своей деятельности подавление свободы слова, гражданских организаций, систематически уничтожающая свободные выборы? Ведь это её идейная основа,  лежащая в глубине созданных за последнее десятилетие институтов. Как бы она лицемерно от этого не отказывалась – суть именно такова.

10 октября 2012 года на российские город Дербент и посёлок Сабнава, расположенные в Дагестане, обрушились селевые потоки. Прошло почти полтора месяца и Газета.ру публикует статью под заголовком «Тут совершенная информационная блокада» вот с таким резюме: «Жители дагестанского города Дербент и поселка Сабнава, пострадавшие от схода селевых потоков в октябре этого года, нуждаются в гуманитарной помощи. По словам волонтеров, многие люди до сих пор остаются без крова, а из-за сырости в домах болеют».

Не буду пересказывать статью, каждый может её прочитать, остановлюсь на оценке эффективности выстроенной в 90-е и «нулевые» годы в России власти.

Подавление свободы прессы привело к тому, что российское общество не получило вовремя информацию, не сумело собрать гуманитарную помощь и оказать давление на дагестанские и федеральные власти, потребовав выделения дополнительных средств. То есть, на этом примере можно понять, что свобода слова это не интеллигентская блажь, а эффективный государственный институт, позволяющий людям принимать решения о том, что им делать.

Подавление гражданских организаций привело к тому, что в Дербенте и посёлке Сабнава оказались не многочисленные волонтёрские структуры, а отважные единицы из числа неравнодушных людей. И это совершенно естественно. Если бы правительственные фонды выделялись не разного рода проектам из разряда т.н. «общественной палаты», нашистов и прочего привластного мусора, а действительно гражданским организациям, картина была бы другой. В особенности, в условиях действительной свободы слова. Да и за самоотверженную работу волонтёров в городе Крымске ответственные власти обязательно поощрили бы правительственными наградами и другими знаками признания. Но поскольку институты гражданской самоорганизации последовательно уничтожаются властями, то в результате люди, попавшие в сложную ситуацию, оказываются без поддержки.

Систематическое уничтожение честных выборов и выстраивание «вертикали власти» привело к безответственности руководителей перед гражданами с одной стороны и к невозможности верха контролировать все нижестоящие звенья «вертикали». Поскольку власти людям неподотчётны, сменить их нельзя, угроза исходит только сверху, да и та не так велика в случае верности, то получается именно то, что в Дербенте и Сабнаве – власти сами по себе, а люди пусть выживают самостоятельно. Но тогда это уже не власть, это деятели, лишь сидящие на троне, не способные решать общественные задачи.  

Получается, что столкнувшись с серьёзной проблемой, конструкция власти, построенная в «нулевые» годы показала свою неэффективность. И напрасно будут утешать себя и других кремлёвские пропагандисты – Дербент далеко и ничего страшного не происходит, главное – Москва и единство верхушки.

Дело ведь в том, что, прежде всего власть должна показывать свою эффективность, демонстрировать, что предложенный способ организации общества ему выгоден, даёт ему преимущества. Если этого нет, то со временем будет и уже есть разлад и в Москве, и в «верхушке». Потому что Дербент и Сабнава далеко не первый случай. Наша власть только кажется крепкой и на всё способной. На самом деле она призрачна, непрочна, опирается во многом на силу общественной инерции.

И я считаю, что крепкой может быть только гражданская власть, в основе которой лежит человеческая свобода – опирающаяся на гражданские добродетели и институты – честные выборы, свободу слова, свободу объединений. Есть у такой власти, где всё на виду, и другое свойство – честность. Очень это отличается от двоемыслия, лицемерия вцепившейся в Россию паучьей хваткой системы, которая, даже умирая и дрожа от страха на холодном ветру, продолжает отравлять ядом свою жертву.

Tags: Дербент, Россия, власть
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments