aleks_melnikov (aleks_melnikov) wrote,
aleks_melnikov
aleks_melnikov

Оскорбление религиозных чувств

Вера во что-то в современном мире – частное дело того, кто верит. Если какая-то группа людей считает иначе, полагает, что кто-то обязан хоть в чём-то ограничивать своё мнение в отношении их предмета веры, то это покушение на основной принцип современного мира – свободу выражения мнения. Неважно, идёт ли речь об исламе, иудаизме, христианстве, буддизме или какой-то иной религии.

Не очень, кроме того, понятно, каким образом можно оскорбить Абсолют. Если Бог есть Абсолют, то вера в него столь же абсолютна, а значит, неколебима. Если же эту веру можно оскорбить, то это ложная вера того, кто «верит», его несовершенство. Ему только кажется, что он верит. На деле же он в вере нетвёрд.  

Может быть, меня к такому взгляду привели занятия политикой, в которой нападки оппонентов обычное дело, а «кожа носорога» в мире, где люди соревнуются за обладание властью – обычное дело. Но, во всяком случае, меня совершенно не беспокоят разного рода ярлыки, которые навешиваются на политические взгляды, которых я придерживаюсь (а это социальный либерализм). Если угодно – на то, во что я в политике верю.

Что касается «нападок на Православие», то мне думается, что Церковь в России всё одно в конце-концов вынуждена будет подчиниться либерально-демократическим порядкам. Другими словами, она не будет иметь никакой поощрения со стороны государства, продолжит существовать как частный институт. Примерно так, как гражданские организации или политические партии. С прошлым покончено. И никакие фантазии о том, какое положение Церковь занимала в Московской Руси или Российской Империи в реальность не воплотятся.

То же самое следует сказать и об Исламе. По моим наблюдениям популярность Ислама среди приехавших в Москву людей в большой степени вызвана неосознанным стремлением защититься то того, что можно назвать «понаехали». Людям, плохо знающим русский язык, русскую культуру, зачастую испытывающим к себе отношение как ко «второму сорту», Ислам предоставляет удобную защитную оболочку чего-то своего. Это мир, где реализовано их естественное желание чувствовать человеческое уважение и поддержку. Постепенно создавая в России гражданскую нацию можно реализовать это желание как всеобщее.  

Огромную роль, конечно, должна играть модернизация образования. Здесь есть две ключевых цели – идеал образования, в котором гуманитарное, естественно-научное и математическое знание не отделены друг от друга и многоязычие в сочетании с многокультурностью. Последнее для русских людей, разумеется, не означает, растворения русского языка и культуры в чём-то всеобщем. В силу естественного порядка и наши сказки, и наша литература, и наша музыка (в том числе и церковная хоровая) сохранят своё воздействие на русского человека.

Но нужно понять, что мир стал иным и мы не выживем как народ, отгораживаясь от мира средневековыми представлениями о Православии, об Исламе или же какими-то историческими фантазиями о плюсах «сталинской модернизации». Если идти по пути, допустим, религиозной замкнутости как нормы для всех, то можно лишь ещё больше отстать.

Всемирное человечество уже в настоящем. Но нельзя войти в него нахлебником, нельзя в нём жить, ничего собой не представляя. Поэтому задача творческая и она внутри границ России – создать либерально-демократическое общество, добиться экономического прогресса, построить передовую систему образования и науки, решать вместе с человечеством глобальные задачи.

Для воплощения этого мироощущения в практическую политику и необходима смена власти в России. И можно предвидеть огромные перемены, ломку давно сгнившего сословно-чиновного и охранительного государства, быстрый прогресс страны. Конечно, будет очень тяжело. Но положительный результат обязательно будет.


Tags: Ислам, Православие, Россия, обновление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments