Стремление белорусского сипатого фюрера и, как говорят французы, de son homologue russe душить свободу выражения граждан, имеет один исторический источник – неправовое советское государство. Времена сейчас не те, возможностей развернуться у властей поменьше, но пожелания те же – сохранить свою монополию на власть. Каким образом обосновываются политические репрессии против своих противников, иной раз людей творческих, значения для существа дела не имеет.
А как было в Советском Союзе? Как «рихтовали» творческую общественность? Какими методами? Какими «кнутами» и «пряниками»? Если говорить о позднем советском государстве, то представление об этом дают документы, опубликованные в книге «Лубянка-Старая Площадь. Секретные документы ЦК КПСС и КГБ о репрессиях 1937-1990 гг. в СССР», составитель В.Н. Бредихин, Москва, «Посев», 2005.
Сборник составлен из документов Общего отдела ЦК КПСС. Некоторые из них, дающие представление о том, как работала система, приведены ниже. Эта работа заключалась в вынюхивании, высматривании, оценивании, подправлении и направлении. Это деятельность по проникновению неправового государства в частную жизнь людей, вмешательство в отношения творцов и публики, а иной раз и направляемого государством шельмования неугодных авторов.
№ 43 (с. 122-123)
Записка Ю.Андропова в ЦК КПСС от 8 октября 1976 года
Секретно
СССР, Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, 8 октября 1976 г., № 2280-А, г.Москва
ЦК КПСС
О настроениях художника Глазунова И.С. и отношении к нему творческой общественности
С 1957 года в Москве работает художник Глазунов И.С., по-разному зарекомендовавший себя в различных слоях творческой общественности С одной стороны вокруг Глазунова сложился круг лиц, который его поддерживает, видя в нём одарённого художника, с другой – его считают абсолютной бездарностью, человеком, возрождающим мещанский вкус в изобразительном искусстве.
Вместе с тем Глазунов на протяжении многих лет регулярно приглашается на Запад видными общественными и государственными деятелями, которые заказывают ему свои портреты. Слава Глазунова как портретиста достаточно велика. Он рисовал президента Финляндии Кекконена, королей Швеции и Лаоса, Индиру Ганди, Альенде, Корвалана и многих других. В ряде государств прошли его выставки, о которых были положительные отзывы зарубежной прессы. По поручению советских организаций он выезжал во Вьетнам и Чили. Сделанный там цикл картин демонстрировался на специальных выставках.
Такое положение Глазунова. Когда его охотно поддерживают за границей и настороженно принимают в среде советских художников, создаёт определённые трудности в формировании его как художника и, что ещё сложнее, его мировоззрения.
Глазунов – человек без достаточно чёткой политической позиции, есть, безусловно, изъяны и в его творчестве. Чаще всего он выступает как русофил, нередко скатываясь к откровенно антисемитским настроениям. Сумбурность его политических взглядов иногда не только настораживает, но и отталкивает. Его дерзкий характер, элементы зазнайства также не способствуют установлению нормальных отношений в творческой среде.
Однако отталкивать Глазунова в силу этого вряд ли целесообразно.
Демонстративное непризнание его Союзом художников углубляет в Глазунове отрицательное и может привести к нежелательным последствиям, если иметь в виду, что представители Запада не только его рекламируют, но и пытаются влиять, в частности склоняя к выезду из Советского Союза.
В силу изложенного представляется необходимым внимательно рассмотреть обстановку вокруг этого художника. Может быть, было бы целесообразным привлечь его к какому-то общественному делу, в частности к созданию в Москве музея русской мебели, чего он и его окружение настойчиво добиваются.
Просим рассмотреть.
Председатель Комитета госбезопасности Андропов
ЦХСД, ф.89, оп.37,д.16, лл.1-2 (копия)
№ 65 (с.184-185)
Записка В.Шауро в ЦК КПСС от 7 июня 1982 года
Секретно
ЦК КПСС
О выступлении артиста Г.Хазанова в спектакле «Очевидное и невероятное»
13 ноября 1981 года в Московском театре эстрады состоялась премьера спектакля «Очевидное и невероятное» (автор – А.Хайт, исполнитель – артист Москонцерта Г.Хазанов). Содержание спектакля вызвало серьёзные замечания специалистов, представителей общественности, а также отдела культуры МГК КПСС, который поручил Главному управлению культуры Мосгорисполкома обеспечить доработку спектакля.
В феврале 1982 года спектакль «Очевидное и невероятное» был показан вновь. Как сообщил заведующий отделом культуры МГК КПСС т. Глинский И.А., доработанная программа приемлема для исполнения.
В марте с.г. газеты «Правда», «Советская культура», «Литературная газета» опубликовали рецензии на спектакль. Рецензенты в целом положительно оценивают его сатирическую направленность, актуальность тем, поднятых автором и исполнителем. Отмечается рост профессионального мастерства Г.Хазанова.
Замечания, высказанные в печати, а также мнение работников Отдела культуры ЦК КПСС, просмотревших спектакль, дают основание сделать вывод, что Г.Хазанову не удалось в полной мере реализовать переданные ему пожелания.
В связи с этим отделу культуры МГК КПСС рекомендовано продолжить работу над совершенствованием спектакля «Очевидное и невероятное», более тщательно контролировать подготовку эстрадных программ для показа а концертных залах столицы.
Докладывается в порядке информации.
Зав. Отделом культуры ЦК КПСС В.Шауро
7 июня 1982 года
№ 00873, 04-03
ЦХСД, ф. 89, оп.60, д.9, л.1
№ 66 (с.186)
Записка В.Шауро в ЦК КАСС от 18 июня 1982 года
Секретно
ЦК КПСС
О творческом вечере писателя-сатирика М.Жванецкого в Центральном доме актёра им. Яблочкиной
1 апреля 1982 года в Центральном доме актёра им.Яблочкиной в г.Москве состоялся творческий вечер писателя-сатирика М.Жванецкого. Во многих миниатюрах, прочитанных автором, содержалась тенденциозная, порой злобная критика некоторых сторон нашей жизни.
С текстом выступления писателя М.Жванецкого на авторском вечере в Центральном доме актёра им. Яблочкиной ознакомлен секретарь правления Союза писателей СССР т.Верченко Ю.Н.
По сообщению т.Верченко М.Жванецкий был приглашён в секретариат Союза писателей СССР, где ему были высказаны принципиальные замечания по содержанию творческого вечера. Он предупреждён о недопустимости безответственных выступлений.
М.Жванецкий признал справедливыми замечания и заявил, что впредь подобного не повторится.
Докладывается в порядке информации.
Зав. Отделом культуры ЦК КПСС В.Шауро
18 июня 1982 г.
№ 12715, 04-01
ЦХСД, ф. 89, оп.60, д.10, л.1