aleks_melnikov (aleks_melnikov) wrote,
aleks_melnikov
aleks_melnikov

Categories:

День счастливого лоббиста

Моя статья в сегодняшней Газете.ру:

День счастливого лоббиста

Подготовленный в правительстве закон об охране здоровья населения от воздействия табачного дыма имеет мало законодательных аналогов по расхождению заявленных и реальных целей. Он несет в себе все пороки существующей в России бюрократической системы: политическую нерешительность, волокиту, наглый лоббизм групп интересов под видом общественного блага, равнодушие к полученному результату. Ворочавшаяся два года правительственная гора родила даже и не мышь, а уродливую «неведому зверушку». Решительный шаг по избавлению граждан от сигаретной холеры снова не сделан.

Главный бенефициар этого законопроекта — крупные торговые сети, уничтожающие своих шустрых уличных конкурентов-киоскеров. Они ловко использовали очередной (после собянинской борьбы с «неэстетичными» киосками, «мешающими проезду») повод для укрепления своего положения на рынке. Инструмент и на этот раз придуман анекдотичный — запрет продавать определенный товар в связи с недостаточной величиной торговой площади. Не влезает пачка сигарет в домик кума Тыквы.

Цель понятна: под прикрытием «борьбы с курением» перетянуть обороты конкурентов к себе и, кроме того, увеличить продажи сопутствующих товаров. Как это возможно?

Иногда обращают внимание на тот факт, что товары в киосках стоят дороже, чем в супермаркетах. Отсюда делается вывод о том, что «киоски нужно закрыть», так как в них «все дороже». И, тем не менее, год за годом, этот самый памятник раннему российскому капитализму, в котором «все дороже», устойчиво демонстрирует свою способность конкурировать с супермаркетами, в которых иной раз действительно дешевле. Разгадка здесь в том, что киоски используют свое местоположение и, строго говоря, даже идентичные товары, покупаемые в них и супермаркетах не одно и то же. Когда потребитель платит больше, он платит за товар, который ему удобнее купить здесь и сейчас. Экономисты придумали особое понятие для описания такой ситуации — «монополистическая конкуренция».

Продолжение здесь.



WOW!

Tags: Газета.ру, антитабачная политика, лоббизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments