?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Михаил Субботин

Отечественный нефтегаз — это, как известно, наше все. Брюзжание про ресурсное проклятье и нефтяную иглу немедленно прекращается, когда у людей, компаний или страны появляются живые нефтедоллары. Любые перемены в функционировании ТЭК России, его институтах или механизме управления драматически задевают интересы всех в нашей стране, уж никак не меньше, чем состояние погоды.

Что поступило в Госдуму

27 ноября 2017 года на сайте правительства РФ было опубликовано распоряжение, согласно которому в Госдуму был внесен законопроект о налоге на дополнительный доход (НДД) от добычи нефти. В справке говорилось: «Уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы», а порядок подтверждения факта добычи нефти, облагаемой НДД, будет устанавливаться правительством. Правда, эта система начнет действовать не сразу и не для всех.

Ожидается, что законопроект о НДД может быть принят в начале 2018 года, с тем чтобы новый механизм налогообложения нефтяной отрасли начал действовать с 2019 года.

Сегодня в российском ТЭК действует введенная с 1 января 2002 года налоговая система, основанная на налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлине, и оба сбора взимаются с выручки. Плюс налог на прибыль и все другие налоги, которые платят компании других отраслей, – в этом смысле рентные платежи являются дополнительными, откуда и берет свое название НДД.

Поскольку никаким стандартным набором факторов для НДПИ невозможно было учесть условия добычи на разнообразных, как отпечатки пальцев у человека, российских месторождениях, это толкало правительство в последние десять лет на введение все новых налоговых льгот. Негибкий механизм налогообложения провоцировал частые изменения налогового законодательства, превращая естественное инвестиционное требование стабильности условий разработки месторождений в насмешку над стабильностью.

Налоговая реформа предусматривает снижение НДПИ и запуск НДД, ставка которого составит 50% с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, НДПИ, фактических расходов на добычу, транспортировку и т. п. Поэтому утверждать, что благодаря НДД перешли с налога на оборот на налог на прибыль, язык не поворачивается, но возник некий промежуточный вариант: чуть лучше налоговая система будет «стричь» нефтяные компании, ну, по крайней мере, не всех «под одну гребенку». Пресловутая дифференциация налогообложения проектов с разными издержками немного сдвинулась от налоговых льгот к разумной шкале налогообложения, когда чем рентабельнее проект, тем больше налоговая нагрузка.

Зачем нужен НДД

В мировой практике в т. н. рентных отраслях, где результаты деятельности человека во многом предопределяются качеством полученного в пользование исходного природного объекта, для изъятия государством доходов рентного характера кроме обычных налогов используется система специальных налогов, сборов и платежей в сфере недропользования: налог на сверхдоходы, специальный нефтяной налог, налог на дополнительную прибыль, налог на горную ренту, специальный компенсационный сбор и т. п. Эти допналоги призваны изымать дифференциальную ренту путем привязки ставок налогов к Р-фактору (внутренняя норма доходности): более рентабельные проекты и платят в казну больше, а менее рентабельные – меньше. Предполагается, что НДД позволит обеспечить прирост налоговых поступлений как от увеличения общего объема добычи нефти, так и за счет дифференцированного и поэтому более справедливого налогообложения разных по качеству исходных природных объектов: НДД является более гибким и универсальным механизмом изъятия дифренты, чем действующая налоговая система, – он учитывает и внешнеэкономическую конъюнктуру, и индивидуальные особенности месторождений. Налог строится на оценке экономики разработки месторождений за весь инвестиционный период, при этом уровень налоговых изъятий зависит от доходности каждого месторождения в отдельности.

Налоговым периодом по НДД признается календарный год с учетом уплаты квартальных авансовых платежей, распределяющих поступления в бюджетную систему России по этому налогу в течение года. До окупаемости проекта налоговая нагрузка на него будет ниже, чем при действующей системе налогообложения, что позволит повысить рентабельность разработки месторождения и выйти на окупаемость за более короткие сроки. А после достижения окупаемости – выше. Понятно, что НДД предусматривает ведение раздельного учета доходов и расходов, определение налоговой базы по каждому участку недр, а также определение минимального налога с целью недопущения бесконтрольного наращивания затрат налогоплательщиком. Хотя вообще-то подобные административные меры, как правило, не слишком эффективны.

Продолжение здесь.

Profile

aleks_melnikov
aleks_melnikov

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner