Как террористы попали в центр Москвы? Почему погибло 130 заложников? Были возможности избежать смертей? Кто несет ответственность?
Вопросы без ответа. Почему не было расследования?
Потому что тогда – в ноябре 2002 года Госдума России отказалась принять предложение фракции ЯБЛОКО о создании парламентской комиссии по расследованию трагедии на Дубровке.
За предложение ЯБЛОКО было отдано 124 голоса при необходимых 226-ти.
Концы в воду.
И уже не первый раз – то же было и с парламентской комиссией по расследованию событий сентября-октября 1993 года. ЯБЛОКО – «за», начальство со своими сателлитами – против.
Тогда, 29 октября 2002 года, В.В. Путин говорил, обращаясь к Г.А. Явлинскому, имея в виду его участие в переговорах по освобождению заложников: «Вы один из тех, кто принимал участие в этой работе, сыграли в ней весьма положительную роль и, в отличие от многих других, не делаете себе из этого личного пиара».
И всё равно – не было парламентской комиссии. Не было серьезного разбирательства. Не было открытого для общества доклада о причинах, обстоятельствах трагедии с выводами на будущее.
Спустя два года грянул Беслан.
И … Всё то же самое. Большое число погибших. И опять – без независимого парламентского расследования.
Слишком у нас власть сосредоточена в одном месте.
Парламента, который мог бы контролировать исполнительную власть – нет. Независимого суда – нет.
Поэтому вечное «хотели, как лучше, а получилось как всегда».
И сколько это будет продолжаться? Четверть века новой России. А воз и ныне там – в болоте бесправия.
Хватит. Пора менять не просто власти в России, но и сам принцип устройства власти. Пора вводить разделение властей. Наделять парламент большими полномочиями, устанавливать институт парламентского расследования – как инструмента контроля законодательной власти над властью исполнительной.
18 марта 2018 года – выборы Президента. В президентской платформе Г.А. Явлинского предлагается голосовать за «реальное разделение властей», «механизмы общественного контроля над властью». Один из таких механизмов – парламентское расследование, проводимое избираемым на свободных выборах парламентом.
Помни те дни октября 2002-го. Холод. Сырость. Мы стоим у штаба операции. Явлинский серьезен, сосредоточен. Быстро выкуривает сигарету и уходит на переговоры в театральный центр.
Несколько нервных дней. Тревога. Надежда. Ужас при виде кадров по ТВ - выносимых за руки и ноги людей без сознания. 130 погибших. Опустошение.
Затем – тишина. Страна застыла на время и покатилась к новым трагедиям и войнам.
Пора остановиться и поменять порядки.