За всё в ответе
Золотые двери раскрылись – лидер если не страны, то власти, вошёл в огромный, блестящий белыми стенами зал, с огромными люстрами под потолком, колеблющимся чёрно-серым ковром слушателей. Поднялись послушным ворсом единые ряды клириков и мирян, чиновников и депутатов, известные и не очень, с надеждами и те, у кого всё в прошлом.
В строгом чёрном костюме, белоснежной, отглаженной белой рубашке с красивым воротником, приглушённом бордовом галстуке лидер поднялся на трибуну. Внешний вид безупречен. За спиной по левую руку огромный российский флаг с тяжёлым золотым орлом, крылом, мягко, обволакивающе обнявшим человека на трибуне за плечо. Лидер заговорил. Послание вздрогнуло, двинулось в зал. Грянул бал деклараций.
Двадцать лет Конституции, тайна принятия которой, до сих пор прячется во мраке, почти три пятилетки лидерства на вершине власти. И подведённый посланием своеобразный итог двух десятилетий конституционного и своего срока – без одного человека во главе, без верховной московской власти в России опять ничего не добиться.
О чём бы, не говорилось в послании – везде руководящая, направляющая сверху рука – во всех переменах больших и малых, на всех уровнях – высоких и низких, во всех сферах – экономических и военных, во всех областях – государственных и общественных.
Прочувственно говорилось о проблемах местного самоуправления. И если бы о них говорилось 15 лет назад, в год восхождения к властным вершинам, поставленные задачи были бы понятны. Но по истечении этого срока высказанные предложения о местных реформах говорят, что лидером и его штабами за прошедшие годы не было сделано ничего результативного.
И даже более того – то, что лидер оставил за рамками своего выступления – личную ответственность за установление чиновной вертикали, душившей гражданскую инициативу, не может быть забыто. Что мешало лидеру десятилетие назад «поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принять участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов»?
Общественность призывается лидером не менять действующие политические институты, а стать к ним приложением, следуя примеру известной Общественной палаты. Вместо «политической ангажированности» объявляется набор мер, общий смысл, которых в том, чтобы общественность прилипла ракушкой к днищу чиновной российской бюрократии.
Далее речь, пересыпанная казёнными выражениями («усилить роль», «возрождать традиции», «особый акцент») колесом прокатилась по здравоохранению, культуре и образованию, сочетая масштабное видение с орлиным взглядом в самую толщу народной жизни, предложив, в частности, задуматься над объединением школ и детских садов под одной крышей.
Продолжение здесь.