Нужно заметить, что к снятию таможенных барьеров, препятствующих конкуренции я отношусь положительно, считаю, что от такого порядка выигрывают потребители. Поэтому в целом, как к идее, моё отношение к Таможенному союзу Россия-Казахстан-Белоруссия позитивно.
Да и исторически «ЯБЛОКО» всегда поддерживало идеологию «единого экономического пространства» на территории бывшего СССР. Истоки такой позиции лежат в Договоре об экономическом союзе, подготовленным под руководством Г.А. Явлинского осенью 1991 года.
Журналист рассказала мне, что недавно, на одной из бизнес-конференций в Дании предприниматели обсуждали Таможенный союз и общее мнение, как будто, было в том, что явление это позитивное, т.к. позволяет унифицировать правила трёх стран и облегчает работу бизнеса. С этим я согласился, но заметил, что главная проблема России, Казахстана и Белоруссии это правовой порядок, гарантирующий права частной собственности.
И вот, случай в Минске. Он любопытен тем, что то, чем недовольна часть бизнесменов в России («чекистский» контроль экономики) было в обнажённом виде продемонстрировано Белоруссией. И дело не меняется то того, что решение принимал, оп-видимому, лично г-н Лукашенко – методы похожи на российские.
Это следствие стянутой в одну точку власти, когда частная собственность, в общем, носит весьма условный характер. Посмотрев в белорусское зеркало, на страну, где действуют ещё более откровенно, чем в России, можно только вздрогнуть.
И, пожалуй, эта история объясняет, почему часть наших соотечественников, включая бизнесменов, желает поражения «чекистскому режиму» едва ли не любой ценой. Люди готовы идеализировать ельцинские времена, легко относятся к тому, что государство может стать игрушкой в руках крупного бизнеса. Ответ прост – «всё лучше, чем есть сегодня».
Получается, что российская политика поляризуется, умеренная середина, стремящаяся избежать крайностей, укрепить институт гражданских организаций, общественных интересов, который мог бы умерять интересы крупного бизнеса (усвоившего волчьи повадки ещё в 90-е) находится в очень невыгодном положении. Это же заметно и на кампании по выборам мэра Москвы.
Вот действительно творческая задача – поменять власть в России, создав в политике устойчивую середину и отодвинув дерущиеся крайности.