?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

СМЕРШ памяти

Ревностные сторонники памяти о закончившейся в 1945 году войне часто страдают беспамятством иного рода.

Рассуждая о СССР, они игнорируют бесчеловечную природу его строя, во многом определившего характер той далёкой войны и её итоги. Часто фактически утверждается, что это несущественно, предлагается обращать внимание на то, что победа, всё-таки, была достигнута.

Цена и последствия, конечно, важны, но, всё-таки, второстепенны. Поэтому архивные документы, позволяющие обществу понять масштаб и структуру советских потерь, всё ещё во многом закрыты и поисковая работа по захоронению погибших в той войне не на должном уровне.

Другое распространённое явление – игнорирование ставших доступными в последние годы российскому обществу «неудобных» источников и, в целом, ампутация памяти о критической работе, проведённой обществом начиная с эпохи горбачёвской гласности.

Словно бы сотрудники спецслужб с пистолетами в руках из бесконечных сериалов «нулевых» лет, шагнули из телевизора, прошлись сапогами по душам людей и отстреляли из их памяти то, что было усвоено в период разоблачительной антисталинской волны.

Российское общество никак не может встать на точку зрения критической истории, отвлечься от штампов и пропагандных сравнений, постараться взглянуть на бывшее спокойным взглядом. В отличие от времён перестройки Горбачёва  споры напоминают бессмысленную и беспощадную войну, участники которой в результате не приобретают ничего и общество остаётся всё в том же состоянии разделённого озлобления.

Дискуссия о сходстве и различии СС и СМЕРШ демонстрирует это с очевидностью. Обсуждение вращается не вокруг известных свидетельств, позволяющих выяснить истину, а посвящено, в сущности далёким от неё вопросам. Политики, журналисты и уважаемые общественные организации - соревнуются в заявлениях о том, как допустимо говорить о «фронтовой контрразведке».

Это спор не об истории, а о словах. Как будто бы формы зла не разнообразны и непохожесть одного зла на другое может служить его оправданием.   

Между тем, обсуждение источников могло бы направить разговор на существо дела. Вот фрагмент   изданных Государственным Эрмитажем «Воспоминаний о войне» Николая Никулина, книги, которую стоило бы за общественный счёт купить в подарок каждому российскому старшекласснику и учителю школьной истории.

Здесь роль воспетой в фильмах и книгах нулевой поры «фронтовой контрразведки» СМЕРШ видна наглядно, детально и дана в более широком контексте: «На войне особенно отчётливо проявилась подлость большевистского строя. Как в мирное время проводились аресты и казни самых работящих, честных, интеллигентных, активных и разумных людей, так и на фронте происходило то же самое, но в ещё более открытой, омерзительной форме. … Из высших сфер поступает приказ: взять высоту. Полк штурмует её неделю за неделей, теряя множество людей в день. Пополнения идут беспрерывно, в людях дефицита нет. Но среди них опухшие дистрофики из Ленинграда, которым только что врачи прописали постельный режим и усиленное питание на три недели. Среди них младенцы 1926 года рождения … не подлежащие призыву в армию … «Вперрёд!!!», и всё. Наконец какой-то солдат или лейтенант, командир взвода, или капитан, командир роты (что реже), видя это вопиющее безобразие восклицает: «Нельзя же гробить людей!». … Сразу же подключается политрук, СМЕРШ и трибунал. Один из стукачей, которых полно в каждом подразделении, свидетельствует: «Да, в присутствии солдат усомнился в нашей победе». Тотчас же заполняют готовый бланк, куда надо только вписать фамилию и готово: «Расстрелять перед строем!» или «Отправить в штрафную роту!», что то же самое. Так гибли самые честные, чувствовавшие свою ответственность перед обществом люди». … Надо думать, что селекция русского народа – бомба замедленного действия: она взорвётся через несколько поколений … когда отобранная и взлелеянная большевиками масса подонков породит новые поколения себе подобных».

Где здесь «шпионы и диверсанты», которых ловила «фронтовая контрразведка»? 

А вот интересные воспоминания члена НТС Михаила Мондича «СМЕРШ. (Год в стане врага)», переносящие читателя почти что в «август 44-го» - конец 1944 – 1945 годы, на 4-й Украинский фронт. Дело не в размышлениях автора, не в показанных здесь садистах-следователях, фактах морального разложения офицеров СМЕРШ, а в имеющей прямое отношение к делу характеристике деятельности этой организации.

Дневниковая запись от 9 мая 1945 года свидетельствует:

«Подполковник Душник встал: «Товарищи! Поздравляю вас с победой!» … Вид у подполковника был строгий, хмурый, совсем не праздничный. … «Мы празднуем победу. Однако нам, работника контрразведки, не следует забывать, что кругом нас – враги. Наше социалистическое отечество окружено капиталистическим миром  Я не ошибусь, если скажу, что для нас война не кончилась. Нам предстоит много, очень много работы, быть может, более тяжёлой и ответственной, чем до сих пор. Мы – оплот нашей социалистической страны. Мы должны гордиться этим. Враг не дремлет. Пусть в газетах пишут о договорах, о любви и дружбе – нас это не касается. Капиталисты были, есть и будут нашими врагами. И, как таковые, они тайно работали, работают и будут работать против нас. … Шпионы, члены разных организаций, диверсанты и иные наши враги просачиваются к нам самыми разнообразными способами. Смерть им всем во имя победы идей Ленина и Сталина во всё мире. Выпьем же за победу над Германией, за нашего мудрого вождя тов. Сталина и за верных сынов нашей социалистической родины – работников контрразведки».

Здесь «шпионы и диверсанты» ясно определены как любые противники коммунистической власти в послевоенной Европе.

Когда видишь, с каким остервенением часть наших соотечественников цепляется даже и не за учреждения сталинской поры, а за добрую память о них, то понимаешь, что это следствие нравственного разлада людей, так и не осмысливших трагические ошибки прошлого. Вина политической системы, насаждающей культ отказа от покаяния, здесь огромна. Но, в конечном счёте, отвечает за всё сам человек - он обладает свободой и ему решать, каким быть ему и его стране.

Следование телевизионным и книжным мифам может успокоить, но это успокоение во лжи, ведущее к усталости и равнодушию. Историческая неправда и деланный оптимизм не спасли предыдущий политический строй, сегодняшний не спасут и подавно. Эта дорога не ведёт к Храму.

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
livejournal
May. 24th, 2013 05:39 am (UTC)
СМЕРШ памяти
Пользователь akimov_vv сослался на вашу запись в записи «СМЕРШ памяти» в контексте: [...] Оригинал взят у в СМЕРШ памяти [...]
livejournal
May. 24th, 2013 07:44 am (UTC)
СМЕРШ памяти
Пользователь tokkot2 сослался на вашу запись в записи «СМЕРШ памяти» в контексте: [...] Оригинал взят у в СМЕРШ памяти [...]
tokkot2
May. 24th, 2013 07:48 am (UTC)
СМЕРШ памяти
годное размышление, буду распространять.
livejournal
May. 24th, 2013 09:53 am (UTC)
СМЕРШ памяти
Пользователь slovo13 сослался на вашу запись в записи «СМЕРШ памяти» в контексте: [...] Оригинал взят у в СМЕРШ памяти [...]
livejournal
May. 24th, 2013 01:32 pm (UTC)
СМЕРШ памяти
Пользователь gradmiralthrawn сослался на вашу запись в записи «СМЕРШ памяти» в контексте: [...] Оригинал взят у в СМЕРШ памяти [...]
w56u0010
May. 24th, 2013 03:12 pm (UTC)
Алексей, до этого я с удовольствием прослушал беседу с питерским историком К. Александровым, размещенную у вас в блоге.
Далее пошел по его и Вашим рекомендациям. Первым делом прослушал, все что рассказывал К. Александров на "Эхе". До этого я много чего читал "альтернативного"о войне: практически всего М. Солонина, не говоря уж о В. Суворове.
Но так уж вышло, что ничего не знал (кроме советской пропаганды) о Пражском восстании и роли г. Власова. Прямо и вдруг открылось какое-то эпическое полотно, достойное большой литературы: люди, судьбы, фатальный героизм власовцев, эпическое предательство "Бартош", а затем конец всем расчетам и чаяниям. Крах! Страшные смерти! Страдания!
Сталинская дьявольская челюсть раздавила всех. И правых и неправых. И героев и сволочей.
А прошлая ночь у меня прошла за чтением "Воспоминаний о войне" Н. Никулина. Я заинтересовался рекомендацией К. Александрова.
И сегодня вы тоже пишете об этих мемуарах. Счастливое совпадение.
Я испытал совершеннейший шок. Даже не могу сразу сообразить почему.
Вроде бы и нет там ничего такого, чтобы я не знал или не предполагал. Но совершилось какое-то временное погружение в то жуткое время. Энергетика той жути не пропала, она хранится в этих мемуарах. Значит вот это и есть правда!!! А не плод малодушного, овеянного страхом воспаленного воображения, в чем обвиняют Н. Никулина.
Последнее такое пронзительное произведение я читал года 4 назад.
Это были "Крещенные крестами" Э. Кочергина. Гл. художника БДТ, тоже питерца.
aleks_melnikov
May. 24th, 2013 03:33 pm (UTC)
Спасибо ...
... за Ваш рассказ ... :)
livejournal
May. 24th, 2013 03:24 pm (UTC)
СМЕРШ памяти
Пользователь d_v_sokolov сослался на вашу запись в записи «СМЕРШ памяти» в контексте: [...] Оригинал взят у в СМЕРШ памяти [...]
Александр Лепин
May. 24th, 2013 06:08 pm (UTC)
Что-то ты, брат бредишь. Надёргать цитат из солженицына, никулина, или резуна сегодня не проблема. Но не понять сказаного подполковником Душником может только Гозман. Поэтому ещё раз: "Нам предстоит много, очень много работы, быть может, более тяжёлой и ответственной, чем до сих пор. Мы – оплот нашей социалистической страны. Мы должны гордиться этим. Враг не дремлет. Пусть в газетах пишут о договорах, о любви и дружбе – нас это не касается. Капиталисты были, есть и будут нашими врагами. И, как таковые, они тайно работали, работают и будут работать против нас. … Шпионы, члены разных организаций, диверсанты и иные наши враги просачиваются к нам самыми разнообразными способами. Смерть им всем во имя победы идей Ленина и Сталина во всём мире. Выпьем же за победу над Германией, за нашего мудрого вождя тов. Сталина и за верных сынов нашей социалистической родины – работников контрразведки». Как далеко видел человек.И догадывался, что спустя почти семь десятилетий "шпионы, члены разных организаций, диверсанты и иные наши враги" будут просачиваться (теперь и через интернет)в лице либеральных уродов-разрушителей во власть, церковь, семью, искусство, образование и т.д. Им мало развалить империю, убить миллионы сограждан. Важнее лишить людей памяти. Пусть горят в огне этой памяти Горбачёв, Яковлев,Чубайс, гнездо поздних Гайдаров,капиталисты от Абрамовича до Ходора,носители искусства от Гельмана до сидящих вагин,Фурсенко-Левановы и вся болотная дрянь от вора-Навального до Ксюшади. Да не переводились никогда предатели земли РУССКОЙ. И как здесь без СМЕРШ. С 70-летием ВАС ГЕРОИ спасшие нас от либерального дерьма. А мы всё просрали, раз появляются такие посты. За верных сынов нашей социалистической родины – работников контрразведки»

w56u0010
May. 24th, 2013 07:53 pm (UTC)
Нет, этот парень не издевается.
Ну он просто "сумасшедший, что возьмешь"(по Высоцкому)
Картина мира у него простая "патриоты и враги" "либералы и предатели",
"герои и клеветники" "вор Навальный и кристально честный Путин"
"гений Сталин и нелюдь Гитлер"
Казенные штампованные слова подполковника он воспринимает как духовную истину и подвиг. Духовная скудность и простодушность, доходящая до убогости. Где там великая русская литература? Забыта еще в школе.
Более сложные формулы, построения, философии-для него только вредны.
Он не ищет, он все нашел и выстроил, его мозг дальше и больше не может, он сопротивляется и поэтому изрыгает гнев и ненависть.
Бывают, что дураки-страшнее пистолета.
Это тот случай
Александр Лепин
May. 24th, 2013 09:05 pm (UTC)
Бывает и так. Я на эту площадку зашёл не случайно. Опровергни хоть одно из моих убогих высказываний. СМЕРШ- слава ему во веки, просто повод для срача между либералами и государственниками. А суть глубже. Алтари и танки- идея патриотов, а голая жопа и разрушение - идея любого рукопожатного либераста.Рассказывать тебе,что кроме Баварского пива и Мерседесов, есть ещё более ценные вещи,которые нельзя трогать руками - бесполезно. Говорить, что пока мелкий пакостник с подругой и таким-же губернатором пилили Вятку, пацан тянул страну из кризиса- бесполезно. Сразу либерал взвоет. Понятно. Но страна выжила не благодаря нацикам-либерастам, а благодаря РУССКОМУ ЧУДУ. Которое всегда происходит в самый важный исторический момент. Сегодня, сравнивать какое- нибудь государство с Россией - себя не уважать. Как пели носители гельмановско-серебренниковской культуры-" Нас не догонят!" Но либерастам всё не так. А впрочем пошли бы они. За Родину, Смерть шпионам.
lubovkrossii
May. 25th, 2013 01:36 am (UTC)
А почему Вы думаете что одна форма зла оправдывает другую? Хорошо, пусть капиталиты, немцы, все тысячу раз неугодные, но ведь надо оценивать дела СМЕРШа и всех прочих институтов советского богоборческого режима сами по себе! Капиталисты ужасны, да, но вот при них можно ходить в храм и участвовать в церконых таинствах без всяких оград и препятсвтий, если ХОЧЕШЬ, никто не мешает .. каждую субботу вечер простаивать всю всеношную и каждое воскресенье всю Литургию, если ХОЧЕШЬ, а вот советский богоборческий режим имел результатом что в итоге оказались целые поколения не крещенных людей! Либо потому-что их родители БОЯЛИСЬ их крестить под страхом смерти, либо потому-что уже сами утратили веру в результате усиленного преподавания атеизма в школах. Как же это могло случится что в итоге именно советского социалистического режима оказалось столько некрещенных людей, разрушеных храмов ... которые в 90х пошли креститься, а храмы восстанавливаться .. если во всем виноваты ... исключительно капиталисты?!
aleks_melnikov
May. 25th, 2013 02:21 pm (UTC)
Послушайте вот ...
... эти выступления историка К.М. Александрова - http://aleks-melnikov.livejournal.com/147401.html

Возможно, они заставят Вас задуматься о своих взглядах.
Александр Лепин
May. 26th, 2013 07:11 am (UTC)
Re: Послушайте вот ...
Послушайте вот. Это выступление нормального еврея.
http://antiliber.blogspot.ru/2013/05/blog-post_5173.html
aleks_melnikov
May. 26th, 2013 10:16 am (UTC)
Re: "Нормального еврея"?
Вы что же - антисемит?
lubovkrossii
May. 25th, 2013 01:25 am (UTC)
Церковь?? Про Церковь, Вы говорите, он беспокоился..??? Не смешите!:))
aleks_melnikov
May. 25th, 2013 02:18 pm (UTC)
Вы ещё вот это почитайте
aleks_melnikov
May. 25th, 2013 05:51 pm (UTC)
Кстати ...

... Вы не забыли, рассуждая о том, что СМЕРШ "спас нас от либерального дерьма" о том, что СССР воевал вместе с либеральными демократиями (Великобритания и США) против нацистской Германии и её союзников - сплошь антилиберальных режимов?
tbettag
May. 24th, 2013 07:36 pm (UTC)
Честное слово ,иногда впадаю в ступор ,когда читаю высший пилотаж демагогии в Вашем исполнении ,ув.автор !
О ВОВ написаны тысячи книг , Вы же с упорством пьяного ломитесь в открытую дверь , пытаясь найти единомышленников ,боготворя одного-двух авторов ,веруя именно им .Да что Вы , ей богу ?! Это объективность ?
СМЕРШ занимался уничтожением лучших бойцов Красной Армии ? Кто же тогда победил фашизм ? И чего мог боятся боец на передовой на фронте ? СМЕРШа ? Вы в своем уме , утверждая подобное ?

СМЕРШ -чисто военная организация, Гестапо действовало и против гражданских. У СМЕРШ не было своих концлагерей , у Гестапо -были. СМЕРШ не была военной организацией партии , Гестапо -было.
И т.д.
А Власов был предателем. И повесили его , засранца , правильно.
Был тварью и как тварь уничтожен.


w56u0010
May. 24th, 2013 08:17 pm (UTC)
Не нужно играть словами, не нужно делать вид, что никто не понимает о чем на самом деле идет спор. СМЕРШ, ГЕСТАПО...!?
Если речь идет о человеке, о его бесправии, о его восприятии как навоз, как "мясо войны", которого можно расстрелять только ради поддержания страха, чтоб неповадно было.
Почитайте того же Никитина. Там двух 17-летних пацанов расстреляли только за то что они на ночь сбегали домой к мамам или любимым, а потом утром вернулись. А их еще только собрали на призывном пункте и никуда не распределили.
Стреляли в назидание остальным. А остальные, еще не слышавшие ни одного выстрела в Питере (в самом начале войны) поняли, что пришло что-то страшное.
Вы, thettag, похоже ищете истину, поэтому не торопитесь и не тиражируйте чьи-то глупости.
И еще оценивать войну можно с двух позиций: с точки зрения стратэга (к слову бездарного) Сталина (сытно и спокойно в уютном кресле или кабинете) и с точки зрения самих молодых расстрелянных пацанов или их отцов, их друзей...
РАЗНЫЙ УГОЛ ЗРЕНИЯ!
ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ!
w56u0010
May. 24th, 2013 08:29 pm (UTC)
Описка
Николай НИКУЛИН-мемуары "Воспоминания о войне"
aleks_melnikov
May. 25th, 2013 02:32 pm (UTC)
Re: Рекомендованные К.М. Александровым книги о войне
Художественная литература

Астафьев Виктор Петрович. Прокляты и убиты (любое издание)
Редлих Роман Николаевич. Предатель. Роман (переиздан, есть в "Посеве").

Мемуары и дневники

Крест на подсолнухах. Дневник капеллана (1942-1943) Альдо Дель Монте.
Штрик-Штрикфельдт В. К. Против Сталина и Гитлера.
Рабичев Л. Война всё спишет. 
midgard_msk
Oct. 19th, 2013 10:59 pm (UTC)
Какой богатый список источников :-)))
Александров такой Александров.
tbettag
May. 24th, 2013 08:55 pm (UTC)
похоже ищете истину,
Не ищу. Зачем ?
Вы , ув. оппонент , вероятно , ищите.Поэтому Вам простительна некоторая простодушность.
Вы утверждаете , что во время войны может быть высшей ценностью жизнь человека ? Вранье ! Война -это другие ценностные категории.Жизнь всей нации или независимость народа важнее.
Ув. оппонент ! Вы подверглись массированной обработке либеральной пропаганды.Ложные истины либерализма пустили корни в вашем мировоззрении.Вы заблудились ! (Мое мнение ,можете не опровергать.
И, тем более , не менять своих убеждений.)
Возможно ,обычно так и бывает , к старости человек переоценивает (меняет свое отношение ) к некоторые нравственные императивам.Пусть я буду выглядеть вульгарным , но мне кажется , что справедливость важнее жизни отдельного человека.Высшая ценность не уважение прав отдельного человека , а справедливость в отношение этого человека.
Не либерально , согласен.
А про войну лучше читайте Василя Быкова,Шолохова , Карпова , Гранина ,Васильева и т.д.Они признаны и стали классиками.


""точки зрения стратэга (к слову бездарного) Сталина (сытно и спокойно в уютном кресле или кабинете)""
Вы ошибаетесь. Но , и тут Вас не переубеждаю.
Убежденность трудно переубедить.
Вообще-то мудрость -это сомнение.И неуверенность даже в очевидных случаях.
Желаю Вам мудрости.Поскорее.
w56u0010
May. 24th, 2013 09:47 pm (UTC)
Стратэгу, выбравшему покровительственный тон
Вы, оказывается просто юный недоросль, пытающмйся за отсутствием хорошего образования щеголять пустыми словесными конструкциями.
Они звенят у Вас как хаотично разбросанные камни в пустой гнилой бочке, которую перекатывают с глаз долой, чтобы не позориться перед соседями.
=====
"Вы утверждаете , что во время войны может быть высшей ценностью жизнь человека ? Вранье ! Война -это другие ценностные категории.Жизнь всей нации или независимость народа важнее".
====
НУ, это же просто идиотство. Что сказать, что я это не утверждал? Или причем здесь война? Что такое "может быть" Фраза "война-это другие ценностные категории"-полный ... Категории чего? Почему "Ценностные" Это идиотство даже бесит. Пустое, высокопарное идиотство.И нет никакого желания разбирать эту глупость.
И тут же Вы приводите некоторых достойных авторов, произведения которых и стали великими только потому, что они воспели не "отдельную танковую" или "гвардейскую бронетанковую", а человека, "простого работника войны". Вы приводите эти достойные имена, панибратски советуя их почитать, после вашей завиральной идеи, так, что становится очевидным что все ваши знания об этих книгах в лучшем случае ограничиваются просмотром фильмов.
И Шолохова в следующий раз Вы лучше не трогайте. Почему? Долго объяснять, да и Вам не стоит.
====
"к старости"- Мне, кстати, немногим более сорока.
tbettag
May. 26th, 2013 06:58 pm (UTC)
Re: Стратэгу, выбравшему покровительственный тон
"к старости"- Мне, кстати, немногим более сорока.
Вы молоды. Надеюсь , постарев , все же и поумнеете и помудреете.
Спасибо.Удачи.

aleks_melnikov
May. 25th, 2013 05:52 pm (UTC)
Re: "Вообще-то мудрость - это сомнение"

Вот и примените эту точку зрения к себе - к усвоенному Вами представлению о нацистско-советской войне. Не будьте глупцом, постарайтесь стать мудрым человеком.
aleks_melnikov
May. 25th, 2013 02:33 pm (UTC)
Приведённые в блоге свидетельства ...
... опровергают Ваше мнение, что "СМЕРШ - чисто военная организация".
livejournal
May. 24th, 2013 11:21 pm (UTC)
СМЕРШ памяти
Пользователь vir77 сослался на вашу запись в записи «СМЕРШ памяти» в контексте: [...] нал взят у в СМЕРШ памяти [...]
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

aleks_melnikov
aleks_melnikov

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner