Людей было хотя и меньше, чем на прошлогоднем шествии 6 мая, но больше, чем я ожидал. Это, несомненно, было не собрание политических активистов, а массовая акция протеста.
Как и в случае с «законом подлецов» массовые митинговые настроения подпитываются исключительно действиями властей. Сегодня это активизация репрессий в связи с т.н. «болотным делом», НКО и, возможно, «делом Навального».
Если бы власти не усердствовали хотя бы в истории с НКО и т.н. «болотным делом», по моему мнению, митинговая активность в силу отсутствия ясной политической цели продолжила бы снижаться.
А уж если бы руководители страны амнистировали Pussy Riot, участников т.н. «болотного дела», освободили М.Б. Ходорковского и П.Л. Лебедева, объявили о пересмотре дела А.В. Пичугина и прекратили преследования НКО, можно было бы ожидать возвращения протестной активности к форме пикетов и заявлений оппозиционных лидеров.
Из того, что я слышал, лучшее выступление на митинге у лидера «ЯБЛОКА» Сергея Митрохина. Он ясно сформулировал цель – выборы губернатора Московской области в сентябре 2013 года и выборы Мосгордумы в 2014 году, призвал пришедших людей участвовать в контроле выборов, превращать имитацию в честные выборы – формировать власть. Это, во всяком случае, с формальной стороны – правильная задача.
Неприятен был тон тех выступающих, кого включили в видеоотчёт. Этот взвинченный нервический стиль, почерпнутый из советских фильмов, не говорит о серьёзности намерений.
К тому же, отсылки некоторых господ к «великой победе» вообще делают их неразличимыми с теми лицами во власти, кто превратил «великую победу» в инструмент манипуляции массовыми настроениями.
И в этом – суть дела. Протест, разбивающийся, как зеркало, на массу мелких осколков из выступлений против коррупции, ЖКХ, нечестных выборов и т.п. затемняет главное – отсутствие общего, объединяющего массы людей понимания, что дело вовсе не в частичных изменениях и других лицах во власти.
Главное – понимание необходимости создание иного государства, основанного на принципах свободы, демократии, прав человека и силы законы. Это трудная задача, требующая, прежде всего изменения не власти, а себя. Только её и нужно решать.